Почему скачут позиции сайта

Факторов, которые способствуют проседанию позиций, масса. Это может быть очередной апдейт, активное продвижение конкурентов, «мерцание» входящих ссылок на донорских сайтах, дубли контента и прочее.

Алгоритмы поисковиков постоянно модернизируются, разработчики ставят эксперименты с выдачей, поэтому позиции могут колебаться по многим естественным причинам, и на это нельзя повлиять. Однако случаются ситуации, когда можно определить, почему позиции сайта скачут, и даже исправить это. Рассмотрим распространенные случаи такого колебания.

Персонализация в поисковой системе

Если в разное время суток вы видите свой сайт в выдаче на разных позициях, то это может быть результатом персонализации поиска. Также можете попросить другого человека сделать запрос по нужному ключевику со своего компьютера. Результаты могут отличаться. Яндекс и Google показывают по умолчанию то, что, по их мнению, больше всего заинтересует конкретного пользователя. Например, хозяйке, которая недавно задавала кулинарные запросы и затем ввела в поисковую строку «Наполеон», скорее всего, покажутся сайты с рецептами торта. Любителю истории, вероятнее, предложат ознакомиться с биографией полководца.

Кроме того, на результаты поиска может влиять ваше геоположение и устройство, с которого вы осуществляете поиск. Поэтому для объективного мониторинга позиций лучше использовать специальный софт или онлайн сервисы, например, PR-CY, SEOWIZARD и пр. Они показывают усредненные данные.

Почему скачут позиции сайта

Поведенческие эксперименты поисковых алгоритмов

Страницы намеренно выводятся в ТОП, чтобы алгоритм смог оценить поведенческие факторы и определить, насколько содержимое интересно пользователям. Таких факторов большое количество, и если робот посчитает страницу достойной ТОПа, то она там останется. В противном случае ее отправляют на более низкую позицию.

Этот алгоритм от Яндекса под названием «Многорукий бандит» появился в 2015 году. Тогда владельцы сайтов заметили значительные скачки по позициям: они то проседали на несколько дней, то неожиданно оказывались в ТОПе. Целью алгоритма стало улучшение качества поиска: новичкам дается возможность проявить себя, и если они успешно проходят тест системы, то занимают место другого конкурента в выдаче.

Таким образом, результаты поиска тасуются ради эксперимента над поведением пользователей, из-за чего изменяются позиции сайтов. Однако экспериментальный подход не может использоваться постоянно, поскольку он снижает качество SERP (менее релевантные запросы выходят в ТОП выдачи, хотя и временно). С помощью алгоритма, прозванного «Многорукий бандит», тасовка происходит не постоянно, а временами. Новые сайты появляются на высоких позициях лишь время от времени. В целом поисковая выдача очень динамична, поэтому и возможны скачки в позициях.

Как определить, что сайт попал под прицел «Многорукого бандита»?

Забейте в поисковике такой запрос:

ваш запрос (site:site.ru | site:mysite.ru)

Site.ru– это сайт, который оказался в ТОПе по вашему запросу. Mysite.Ru– это ваш сайт. В случае, если последний окажется выше сайта конкурента (site.ru), то скорее всего, что в дело вступил «бандит».

Почему скачут позиции сайта

Чтобы узнать, какой из конкурентов резко оказался среди ТОПовых, можно воспользоваться инструментом MEGAINDEX. Необходимо зарегистрироваться там и перейти на вкладку «SEOинструменты» - «Анализ запросов» в личном кабинете.

Можно посмотреть динамику позиций конкурентов по ВЧ-запросам (по низкочастотникам часто нет информации). Например, по запросу «купить чайник» один из сайтов прыгнул на 16 позиций вверх:

Почему скачут позиции сайта

Что делать с «Многоруким бандитом»

1 Привлекательные предложения в сниппетах. При этом не стоит сразу давать скидку, как только страница выходит в ТОП. Представьте: поисковик решит проверить за раз 100 страниц или более. Как быстро вы сможете среагировать и поменять тексты в Title, Description, в карточке товара? В целом такой подход нецелесообразен и трудоемок. Лучше всего изначально давать клиентам выгодное предложение на постоянной основе, чтобы обеспечить хорошую кликабельность сниппетов. Отличайтесь, выделяйтесь среди конкурентов всегда – и Яндекс перенесет страницы в ТОП на постоянное место жительства.

2 Качество контента. Это прописная истина продвижения сегодня. За ценным контентом, который несет уникальную и всестороннюю информацию по запросу, люди будут тянуться всегда.

3 Соответствие техническим требованиям поисковиков, потребностям аудитории. Продумайте юзабилити сайта, избавьтесь от ошибок в коде, адаптируйте дизайн под разные устройства и сделайте его привлекательным, ускорьте загрузку страниц.

4 Продвижение по множеству НЧ. Чем больше страниц, тем менее заметны колебания трафика. Кроме того, по НЧ легче достигать верхних позиций в SERP.

Аффилиат-фильтр

Правило просто: одна компания – один сайт. Если их больше, то ТОПовые места будет занимать только один из них. Аффилиат-фильтр не допускает того, чтобы наверху выдачи по одному запросу собирались сайты только одной компании. Выдача должна быть наполнена конкурирующими интернет-ресурсами. Так что, если изменились позиции сайта или есть резкие скачки, убедитесь, что нет других похожих на него проектов с теми же контактными данными и примерно похожим содержимым.

Однако есть исключения. Например, в компании продаются разные категории товаров - одежда для мужчин, детей и женщин. Для них созданы 3 разных сайта. Следовательно, семантическое ядро на сайтах одной компании никак не пересекается, и они в выдаче не конкурируют между собой. Таким интернет-ресурсам аффилирование в большинстве случаев не грозит, даже если на всех них указаны одни и те же контакты и физический адрес. Можно даже откровенно написать на главной, что у компании есть еще сайты с другими категориями товаров или услуг.

Следует помнить, что риск аффилирования есть даже в таком случае. Если на всех сайтах присутствуют одинаковые брендовые запросы, то по ним в ТОПе может показываться лишь один.

Аффилиат-фильтр накладывается, если ПС замечает такие признаки (совокупность нескольких):

  • сайты совпадают по семантическому ядру, прайс-листу, товарам или услугам;
  • они имеют одинаковую структуру;
  • используется одинаковый дизайн, одна и та же CMS;
  • сайты подключены к одному и тому же аккаунту в Яндекс.Метрике, инструментах вебмастера;
  • один владелец доменов по whois;
  • один и тот же регистратор домена;
  • дубли контента;
  • один IP или хостинг-провайдер.

Почему скачут позиции сайта

Что может подсказать, что на сайт наложен фильтр:

  • Скрытие из выдачи одного из доменов;
  • Скачки позиций, «мигание» сайтов-аффилиатов в выдаче: появляется то один, то другой сайт по одному и тому же запросу, позиции то проседают, то поднимаются с каждым апдейтом.
  • Если скопировать данные со страницы контактов в поисковую строку и посмотреть на выдачу, то в ней найдутся другие сайты помимо вашего. Чаще всего одинаковые контакты являются причиной аффилирования.

Как бороться с аффилиат-фильтром?

Случается, что фильтр накладывают по ошибке. Например, в городе есть похожие конкурирующие организации, которые продвигаются по подобным запросам и имеют другие схожие признаки с вашим сайтом. Бывает, что телефон, который вы сейчас используете для бизнеса, ранее принадлежал другой компании/бизнесу, похожему на ваш, и номер до сих пор присутствует на страницах чужого сайта. В этом случае можно написать в саппорт Яндекса и объяснить, что другой интернет-ресурс к вам отношения не имеет.

В других случаях поможет смена контактных данных, изменение семантического ядра, контента и прочих факторов, которые повлекли аффилирование. Фильтр снимается с домена автоматически при устранении причин. Для ускорения процесса некоторые вебмастера покупают новый домен и настраивают 301 редирект со старых URL на новые.

Целевая страница не ранжируется по поисковому запросу

Происходит смена релевантной страницы на другую. Поисковик не считает её релевантной поисковому запросу, поэтому позиции могут проседать. Вот несколько причин.

1 Переспам. Слишком много ключевых слов на странице могут расцениваться алгоритмом как попытка искусственно воздействовать на выдачу. Поэтому робот её посчитает переспамом и понизит позиции, а вторую по релевантности страницу повысит.

2 Недостаток смысловой уникальности страниц, одинаковые параметры SEO-оптимизации статей и мета-тегов. Используются очень похожие ключевики, их одинаковая плотность в тексте страницы, очень похожие мета-теги description и title. Например, под запросы «Платье такого-то бренда черного цвета» и «Платье такого-то бренда красного цвета» заточены 2 страницы. Описание товаров на них будет почти идентичным, даже если сделать рерайт. То есть, на страницах нет смысловой уникальности. Стоит задуматься об объединении страниц в одну.

Если есть недостаток смысловой уникальности, то поисковик все равно выберет для ТОПа только одну из страниц, и будут происходить скачки по позициям.

Можно пойти и другим путём: максимально разнообразить информацию о товаре. Например, если продвигается один и тот же товар для разных регионов на различных страницах, делайте акцент на уникальных условиях доставки, предлагайте различные условия обслуживания, создавайте уникальные акции и подарки для каждого города и так далее.

3 Страницы пагинации. Релевантной становится не первая страница категории, а какая-либо из последующих. При этом её позиция снижается из-за меньшего веса, объёма ссылочной массы. Лечится это следующим образом.

1-й способ – канонические URL на страницах пагинации. Реализуется таким способом:

<link rel=”canonical” href=”http://www.mysite.ru/catalog/page_3″ />

2-й способ (рекомендуется) – это оптимизация мета-тегов (тайтл, описание) и текста только для первой страницы. Для остальных не стоит писать оптимизированный текст и дискрипшн. Тайтл генерируется по шаблону, например, «Имя категории – страница номер 4». Для Google стоит также вставлять в код ссылок rel=”next”, rel=”prev”.

Выводы

Если скачут позиции сайта, то причиной может быть:

  • «Многорукий бандит» (улучшать качество контента, юзабилити и т. п.);
  • персонализация поиска (отключить персонализацию или использовать инструменты для проверки позиций, а не проверять позиции вручную в выдаче);
  • аффилиат-фильтр (разнообразить семантику сайтов-аффилиатов, если она одинакова; изменить контактные данные и прочие моменты, чтобы ваши проекты под фильтром максимально отличались и не пересекались в выдаче по одинаковым запросам);
  • изменение релевантной страницы (проверить на заспамленность ключевиками и смысловые дубли, убрать оптимизацию страниц пагинации).

Если причина не в этом, возможно, поисковик ставит эксперименты, и скачки скоро прекратятся. Однако если колебания постоянны и продолжаются уже несколько месяцев, необходимо написать в саппорт ПС и разобраться в причинах нестабильности позиций.

0
Читайте также:
 
Напишите ваш комментарий
или разместить анонимно
Loading comment... The comment will be refreshed after 00:00.