Провайдер мобильной связи О2 из Великобритании создал цифрового агента, подобного человеку, с именем dAIsy, который обучен отвечать на звонки мошенников голосом престарелой женщины. dAIsy перехватывает звонки с подозрительных номеров и отвечает на них голосом пожилой женщины.
Задача цифрового инструмента – удерживать аферистов на линии как можно дольше. Старушка с искусственным интеллектом, не отличимая от реального человека, способна отвечать на звонки и вести диалог без помощи ее создателей 24 часа подряд.
При создании dAIsy были использованы самые передовые технологии и реальный контент для аферистов. Разработчики объединили в ней разные модели ИИ, благодаря чему речь говорящего сначала преобразуется в текст. Затем генерируются соответствующие ответы при помощи большой языковой модели, которые дополняются личностными особенностями персонажа. И снова ответы в виде текста преобразуются в речь и голосовые ответы агента.
Благодаря сочетанию разных моделей искусственного интеллекта, цифровой агент способен очень быстро прослушивать, обрабатывать полученную информацию и выдавать ответы, что делает его очень реалистичным. Это позволяет вводить мошенников в заблуждение и удерживать их на звонке в течение 40 минут. Они думают, что поймали свою жертву и надеются сорвать джекпот.
Разработчики dAIsy использовали уловку самих преступников, которые стараются поймать на крючок доверчивых старушек. Телефонные аферисты имеют одинаковые мотивы во всех странах. Они играют на доверии граждан к государственным службам и представляются госслужащими, полицейскими, работниками банка или налоговой. Мошенники стараются напугать абонентов ложной информацией. Они используют для этого разные схемы и всяческие уловки. Могут просить данные для перевода денег на безопасный счет, срочно заплатить налог или перевести денег знакомому, попавшему в трудную ситуацию.
Наиболее уязвимая категория граждан – это пожилые люди. Их легче всего обмануть таким способом. Поэтому создатели цифрового агента предпочли, чтобы он выполнял роль бабушки.
Отвечая на звонки мошенников, dAIsy просто водит их за нос. Она дает понять, что верит их словам и вводит их в заблуждение, притворяясь, что вспоминает данные, путается в своих словах, называет заведомо неверные коды и пароли. Агент dAIsy использует особенность многих пожилых людей, которые из-за недостатка общения любят поговорить с незнакомыми обо всем на свете. В результате у мошенников после долгого ожидания сдают нервы и они сами заканчивают звонок, оставшись ни с чем.
В России также применяются нейросетевые агенты в банках, которые отвечают на звонки телефонных преступников.