Соотношение спроса и предложения на российском рынке труда в сфере IT и digital
После ухода с российского рынка крупных зарубежных IT-компаний, в том числе Cisco Systems, Microsoft, Oracle ощутимо сократилось количество соответствующих вакансий. Подлила масла в огонь и политика местных фирм и холдингов, оперативно отреагировавших на понижение стабильности в ряде секторов экономики. Планируемые проекты по цифровизации переместили на «дальнюю полку».
Спрос на специалистов в сфере ИТ и digital стал стремиться к нижним показателям. Как сообщает РБК, по итогам I-го квартала текущего года у 60% компаний, зарегистрированных на ведущей рекрутинговой платформе HeadHunter и ранее выставлявших более сотни вакансий для айтишников, предложение вакантных мест сократилось на четверть (в сравнении с последним кварталом 2021 года).
Но есть и другая сторона медали. В связи с исходом из страны иностранных фирм наметилась устойчивая тенденция к релокации специалистов IT-сферы. Сnews приводит данные, согласно которым в феврале и марте 2022 года из России в поисках лучшей жизни уехало порядка 50 000-70 000 айтишников. Понятно, что речь идет о квалифицированных кадрах, имеющих огромный багаж опыта и знаний в digital-отрасли.
То есть параллельно с сокращением спроса уменьшилось и количество потенциальных претендентов. Ведь даже существующие свободные рабочие вакансии на местном ИТ-рынке предназначены не для начинающих разработчиков, а для профессионалов своего дела. Соответствующие же знания нарабатываются благодаря годам практики и непрерывному мониторингу происходящего в сфере.
Когда «тектонические процессы» на кадровом поле российского сегмента IT и digital придут в более или менее прогнозируемое состояние, говорить пока сложно. Хотя в обществе наблюдается повышенный интерес к получению профессиональных навыков в области ИТ.
Так, ресурс Cossa приводит результаты опроса, проведенного представителями образовательной платформы IT и digital профессий GeekBrains. Согласно данным анкетирования, в котором приняли участие около 500 000 жителей России, в приобретении дополнительных профессиональных компетенций программистов и разработчиков заинтересованными оказались более 30% опрошенных. Причем речь идет о разных социальных группах, в том числе возрастных, гендерных и финансово заинтересованных.
Например, получить навыки в SMM готовыми оказались почти 21% респондентов. Такой же показатель и среди желающих освоить основы и стратегии эффективного маркетинга.
Однако одно дело получить навыки в той или иной специальности и совсем другое – стать в ней спецом 80 lvl. А «живой» и постоянно развивающийся рынок IT и digital-технологий требует именно таких мастеров. Формируются же они не один год.