Роскомнадзор запретил рекламу Google
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций инициировала ряд ограничений в отношении компании Google LLC и нескольких ее сервисов.
В частности, речь идет о так называемых мерах понуждения, которые носят информирующий и экономический характер. Другими словами, отныне поисковики должны будут предупреждать пользователей, желающих прибегнуть к услугам сервисов Google, о том, что это иностранная компания, которая нарушает законы РФ. Это то, что касается информирующей части принятых мер понуждения. Экономические ограничения не менее существенны. Наложено законодательное табу на рекламу Google LLC и ее информресурсов, если они будут выступать в качестве объекта рекламы.
Таким образом под эти меры понуждения от Роскомнадзора попали следующие площадки:
- поисковик Google;
- магазин Google Play;
- YouTube;
- YouTube Music;
- Google Chat;
- почта Gmail.
В качестве причины применения таких мер называются множественные факты нарушения законодательства РФ со стороны американской IT-компании. В этом отношении отметим, что речь идет не только о фейковой направленности YouTube в качестве ресурса, на котором тиражируется информация, дискредитирующая Вооруженные Силы РФ в ходе специальной военной операции.
Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что из основных обязанностей, зафиксированных в Федеральном законе «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», вступившем в силу с 1 июля 2021 года, Google LLC до сих пор выполнила лишь одно – зарегистрировала Личный кабинет на сайте РКН. В то же время невыполненными остаются требования по:
- Размещению на информационном(ых) ресурсе(ах) электронной формы.
- Созданию филиала, или открытию представительства, или учреждению российского юридического лица.
Согласитесь, со стороны такой «игнор» от компании в отношении нормативно-правовой базы видится нарочитым. Он все более подталкивает к мысли о том, что Google готовит почву для ухода из России. Хотя местный рынок для IT-гиганта довольно доходный. Известно, что два года назад общий оборот компании в РФ значился на уровне 144 млрд рублей. И это только чистый оборот. За исключением прибыли за счет смартфонов на базе Android, в которые сервисы Google были «вшиты» по умолчанию. То есть Google в России это огромный бизнес.
И как раз-таки этот масштаб стал определяющим для испытания на прочность в существующих условиях.
Первой не выдержала экзамен база модераторов. Большинство сервисов стали использовать в качестве площадок для деструктивной пропаганды. Модерация обрушилась. Компании и ее сотрудникам стали грозить реальное уголовное преследование и огромные штрафы. Дабы избежать таких последствий Google жертвует не только заработком на YouTube, отключив рекламу, но и контекстной рекламой.
На следующем этапе возможность монетизации устранили вовсе – ушли в прошлое донаты и подписки на каналы. Соответственно, был отсечен канал дохода от блогеров. В этот раз «подкачал» уже саппорт компании. Можно связать спад монетизации с исходом из России ПС Visa и Mastercard, но это не совсем так. Для Google LLC не это обстоятельство стало проблемой – платежи могли обрабатываться иначе. Но поток обращений, связанный с отказами транзакций через названные платежные системы, принял каскадный характер. Саппорт не устоял. Скорее всего, это и побудило отказаться от монетизации.
Столь явная «сдача позиций» может свидетельствовать только об одном – «загуглить» в скором времени в России станет невозможно. Этого желает, по всей видимости, сама IT-компания. Что делать в такой ситуации? Начать хотя бы с подчистки своих данных с ресурсов и сервисов Google и их переноса на российские аналоги. В качестве альтернативы хорошо смотрится Яндекс.