Отрасли, наиболее пострадавшие из-за ухода иностранных компаний

Количество иностранных компаний, покинувших российский рынок в рамках санкций со стороны «недружественных стран», исчисляется сотнями. Отрицать негативное влияние этого фактора в целом на экономику страны, мягко говоря, бессмысленно. Это же подтверждает и прогноз банка России по спаду ВВП в 2022 году, основанный на итогах макроэкономического опроса-исследования, проведенного в июне 2022 года.

Конечно, прогноз снижения экономического роста до отрицательных 7,5% вместо 9,2%, предсказанных в апреле, несколько понижает общий градус, но как бы то ни было, а это пока только планы на перспективу. Насколько они окажутся воплощенными в реальности говорить сложно. В целом ситуация с точки зрения будущности видится неплохой. Однако как скоро это «будущее» настанет, зависит от многих факторов. В том числе и от того, насколько оперативно будут заполнены ниши, оставленные после ухода зарубежных компаний.

Почему иностранные компании покидают Россию?

Отвечая на этот вопрос, необходимо учитывать два фактора – политическую конъюнктура и экономическую составляющую.

Политические мотивы

Как ни крути, а даже самый крупный бизнес вынужден подчиняться общим правилам, диктуемым государством, в котором территориально расположен «главный офис».

В силу этого иностранный бизнес готов идти на значительные потери, отказываясь от работы в России, так как в противном случае рискует лишится еще большего.

Экономическая составляющая

В нынешних условиях обозначился и ряд экономических проблем, которые также не играют на стороне зарубежных компаний и партнеров, взаимодействовавших с российской стороной.

Это прежде всего возникшие проблемы в логистике. С учетом действующих ограничений и запретов проблематично просчитать стоимость поставок, а соответственно сформировать цену. В иных случаях, если это и удается, то цена на товар для конечного потребителя получается практически неподъемным.

В целом образовавшихся пробелов достаточно – в экономике России практически не осталось отраслей, над которыми бы не довлел санкционный пресс.

Автопром

Эта отрасль довольно чувствительно просела после приостановки производства таких лидеров мирового автомобилестроения как Mercedes-Benz, BMW, Ford, Renault, Toyota, Nissan и других. Как сообщает Forbes, по итогам 2020 года выручка от реализации продукции этих автопроизводителей значилась в районе 1,3 трлн рублей. Речь, конечно, идет только о приостановке производства, но насколько это пике затянется? Ведь известно, что главная составляющая такого решения автогигантов лежит не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Война же санкций, как показывает исторический опыт, начинается быстро, но заканчивается далеко не в одночасье. Сможет ли нивелировать ситуацию российский автопром – вопрос, скорее, риторический.

Технологии, телекоммуникации, связь

Громко хлопнув дверью, ушли из России и ведущие производители ПО. Microsoft, EPAM Systems, Autodesk, Cisco Systems Inc. и др. – сегодня о росте эффективности в самых разных секторах экономики сложно говорить без наличия современного оборудования и программного обеспечения. К сожалению, российский сегмент значительно уступает в соответствующих кондициях зарубежным «коллегам». Потому рассуждать не только о полноценной замене высокотехнологичных товаров, но даже инструментов их создания пока также не приходится.

Естественно, под угрозой оказался целый ряд проектов, связанных с цифровой трансформацией. В их числе развитие искусственного интеллекта, сети связи 5G, в целом интернет. РБК, ссылаясь на соответствующий доклад Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», отмечает, что многие из них могут быть вовсе остановлены.

Авиаперевозки

Наряду с тем, что страны Евросоюза и США фактически закрыли небо для российских авиаперевозчиков, попрощались с ними также Airbus и Boeing. Рынок авиаперевозок РФ оказался отрезанным от поставок, технического обслуживания и страхования авиа-лайнеров этих производителей. Конечно, речь идет не только о самих самолетах, но и комплектующих, что ставит под сомнение сроки эксплуатации боингов и эрбасов, находящихся в российском летном парке.

Как справедливо отмечает РЖД.Партнер, о реформе, необходимой в гражданском авиастроении речь идет уже не первый год. Подвижки в этом отношении уже есть. Однако планировать полноценное и скорое импортозамещение российским авиапромом не стоит в силу целого спектра объективных причин. И доступность опять же передовых технологий – одна из главных в этом ряду.

Банковская сфера

Уход с российского финансового рынка таких платежных систем и сервисов как SWIFT, Visa, MasterCard, American Express, Apple Pay, Google Pay и других негативно сказался не только на деятельности банков, но и на уверенности их клиентов.

Первые вынуждены сокращать объемы валютных операций, а их клиенты-физлица практически лишены возможности перевода средств в другие государства. На транзакциях внутри страны отказ работы платежных систем и сервисов мало отразился, а для международной деятельности, прежде всего связанной с экспортом, это экстремальная ситуация. Так ее охарактеризовала глава ЦБ Эльвира Набиуллина, комментарий которой по поводу отключения от SWIFT приводило РИА Новости.

В качестве альтернативы называется российская Система передачи финансовых сообщений. Однако когда и насколько ее кондиции станут для финансового сектора схожими со SWIFT пока трудно прогнозировать. В марте в СПФС кроме России «зарегистрировались» Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения, Таджикистан и Куба.

Торговля

Огромное количество известных торговых марок из числа производителей одежды, обуви, мебели, автомобилей, парфюмерии, табачных изделий, продуктов питания, средств гигиены и т.д. закрыли свои магазины, фабрики и заводы в городах РФ.

Сам факт пропажи с полок пальто «от Mango» или джинсов «от Levi Strauss» может и не сильно заботит потребителя, но сфера торговли, безусловно, несколько пошатнулась в своих, казалось бы, незыблемых позициях. Буквально на лету приходится искать замену. При всем «богатстве выбора» глаза «мозолят» в первую очередь китайские производители. Во всяком случае такую перспективу предрекал Известиям директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Но даже в этом случае работа торгового сектора сопряжена со многими нюансами, создающими дополнительные трудности. Ритейлерам приходится параллельно решать вопросы по закрытию договоров с «беглецами» и заключению новых соглашений с другими партнерами. Процедуру усугубляют негативные факторы, о которых мы говорили выше. Это и проблемы с логистикой, и вопросы с оплатой. Но российские торговцы пока с честью выходят из ситуации – пустующих полок нет ни в одном магазине. Да и «санкционка» пусть и не в таких количествах, но все же будет присутствовать – благодаря легализованному параллельному импорту.

Приведенный обзор отраслей, пострадавших от ухода с российского рынка иностранных компаний, далеко не полон. Как мы уже упоминали, не осталось практически ни одного направления, которое так или иначе не пострадало бы от ограничений. Говорим об этом не для того, чтобы напустить уныние. Скорее, чтобы продемонстрировать, что складывающиеся условия – наиболее оптимальны для поиска свежих решений.

0
Читайте также:
 
Напишите ваш комментарий
или разместить анонимно
Loading comment... The comment will be refreshed after 00:00.