Как правильно анализировать конкурентов
Мы никого не удивим сказав что конкуренция в интернет-маркетинге растет с каждым днем. Всего десять лет назад в поисковой выдаче было в тысячи раз меньше сайтов, а продвигаться было уже довольно сложно, что говорить о сегодняшнем дне.
Чтобы понимать полную картину происходящего в выдаче по вашей нише нужно постоянно анализировать конкурентов и понимать их тактики и стратегии продвижения, какими приемами и фишками они пользуются. Для этого то и нужен полноценный конкурентный анализ.
В этой статье мы расскажем как провести полный анализ конкурентов по всем аспектам поискового маркетинга.
Как найти конкурента
Первая сложность, с которой вы можете столкнуться при анализе конкурентов - это их поиск. Задача может показаться вам легкой, но это не так. Конкуренты с точки зрения бизнеса и с точки зрения поисковой выдачи могут сильно отличаться. Например, для екоммерса соседский оффлайн магазин не конкурент, а вот сетевые ритейлеры, или сайты агрегаторы - вполне, хоть их может и не быть в вашем городе локально. Доставка по стране открывает такую возможность.
Есть два верных способа определить конкурентов:
- Ручной
- Автоматический
В обоих случаях вам нужно взять запросы из своего семантического ядра и просто начать гуглить. Лучше всего делать это в режиме инкогнито, так вы уберете персонализированную выдачу.
Будет правильным, если вы будете вносить все результаты в таблицу. Запрос - какие сайты в выдаче. Так вы сможете понять, какие компании выходят в топе по вашим основным запросам и потом мы будем их анализировать.
Недостаток ручного поиска - время затраты. Это долго, нудно. Однако, так вы действительно прочувствуете всю выдачу и будете знать всех “в лицо”.
Автоматический способ - это с помощью сервисов, например Serpstat или Megaindex. У обоих сервисов есть инструменты “анализ выдачи по запросам”, который и соберет вам всех конкурентов за считанные минуты.
Недостатки: вы не будете видеть полной картины.
Лучше воспользоваться обоими вариантами и просто сравнить полученные результаты. Если конкуренты совпадут - вы все сделали правильно на обоих этапах. Будет разница - просто объедините списки.
Теперь давайте начнем проводить сам анализ пошагово.
Определяем возраст домена и сайта
Это очень простой шаг. Узнать возраст домена конкурента можно через сервис Whois или просто вбив в поисковую систему “узнать возраст домена”. Там будут десятки сервисов, не прогадаете.
Вы ведь уже завели таблицу? Вносите все полученные данные в неё. Кстати, не забудьте анализировать и свой собственный сайт и также вносить все его данные в таблицу.
Возраст домена нам нужно определить для того, чтобы понять, как давно работают сайты конкурентов. У ПС есть логика, чем старше сайт, тем больше доверия он вызывает. Если вашему сайту только первый год, то вы очевидно будете проигрывать по этому показателю. С возрастом домена разобрались, переходим к самому сайту.
Узнать возраст сайта можно несколькими способами. Некоторые пишут год основания в футере, других можно проверить с помощью веб-архива или команды “site:” в поисковых системах. Посмотрите когда была первая индексация сайта. Опять же можно просто найти в поиске сервис, который проанализирует это за вас. Внесите данные по каждому конкуренту в таблицу.
Если вы увидите значительную разницу в возрасте домена и сайта - не пугайтесь, ведь это разные параметры. Домен мог быть куплен десять лет назад, но сайт на нем начал размещаться только в этом году. Это распространенное явление.
Проверяем ИКС сайтов
Проверять ИКС (Индекс качества сайта) очень важно. Яндекс анализирует не только сайт, но и все известные ему данные о бизнесе, стоящем за этим сайтов. Ваша задача понять, насколько качественными Яндекс считает ваших конкурентов и как он относится к вам.
Проверить ИКС легко. Вы можете прямо в кабинете вебмастера добавить ссылки на всех конкурентов и Яндекс выведет вам таблицу с их показателями. Вам нужно перенести эти данные в свою таблицу анализа конкурентов.
Имейте в виду, ИКС не влияет на поисковую выдачу (по данным Яндекса), а несет исключительно информационный характер. С его помощью мы можем понять, какое место среди конкурентов мы занимаем по уровню доверия от поисковой системы.
Размер сайта
Чем больше страниц у сайта и шире семантика - тем больше трафика он получает (в теории). Теперь нам нужно проанализировать, сколько же страниц в индексе имеет каждый сайт конкурентов и ваш собственный. Тут нам поможет всё тот же оператор “site:”. Проверять лучше в обеих поисковых системах. Просто вбиваем “site:domen.ru” и вносим в таблицу полученное число страниц в индексе.
Если вы видите, что у одного из исследуемых сайтов есть огромная разница в числе проиндексированных страниц - это значит, что у него есть проблемы с мусорными страницами, либо какие-то разделы закрыты для одной из ПС. Не забудьте проверить и свой сайт.
Четвертый шаг. Анализ трафика
Есть несколько способов проверить трафик конкурентов. Самый простой - посмотреть есть ли счетчики Яндекс.Метрики или li.ru на сайте и проверить их доступность. Если нет, то можно посмотреть через сервис SimilarWeb. Проверьте все сайты включая свой (для чистоты эксперимента). В сервисе стоит обратить внимание на следующие показатели:
- Количество трафика
- Источники
- Поведенческие факторы
- Географию трафика
Тут вам нужно проанализировать в основном общий уровень трафика и источники. Посмотрите, по какому каналу идет основная масса на сайты конкурентов.
- Direct - прямые заходы
- Referals - переходы по ссылкам
- Search - поисковый трафик
- Social - трафик из социальных сетей
- Mail - трафик с рассылок
- Display - переходы с закладок или табов браузера
Вам важно понять, почему у конкурента основной трафик именно с этого источника. Развит ли его бренд или все таки его сайт хорошо SEO оптимизирован (масло масляное).
Обратите внимание и на раздел Search. Сервис покажет по каким ключам идет основной трафик клиента, причем органические и рекламные ключи будут указаны раздельно. Эти данные не обязательно вносить в таблицу, просто имейте их в виду.
В разделе Social стоит обратить внимание на разделение трафика по социальным сетям. В таблицу можно внести основную социальную сеть конкурента. Если у всех трафик в основном идет с Youtube, то это неплохой повод задуматься о ведении канала.
Анализ семантического ядра
Анализ семантики нам нужен для понимания:
- Размеров ниши
- Выявления запросов, по которым вы еще не продвигались
- Понимания охвата ниши конкурентами
Проанализировать семантику можно также с помощью сервисов Megaindex и Serpstat (выбирайте любой или оба сразу).
В сервисах выберите “анализ сайта и seo показателей”. Сервисы покажет вам в круговых диаграммах размеры семантики сайтов, запросы в которых они пересекаются и уникальные для каждого конкурента ключевые фразы.
Их вам нужно сохранить для дальнейшего анализа и составления контент-плана для посадочных страниц под эти запросы.
Анализ юзабилити и фишек
Вы должны не просто знать своих конкурентов в лицо, но и знать все их сайты наизусть. Это в идеале. В худшем случае просто внимательно изучите сайты всех конкурентов, особенно самых успешных.
Как выглядят их карточки товаров или страницы услуг, сколько текста описаний они добавляют, как выглядят их призывы к действию и где размещены номера телефонов на сайте. Обязательно обратите внимание на подачу контента. Какие виджеты они используют. В общем все, что вы сможете в дальнейшем использовать на своем сайте.
Не забудьте все интересное что найдете внести в таблицу. Для этого можно сделать отдельную колонку “Юзабилити” или “Функционал”, куда всё можно добавить просто списком. В этом случае свой сайт можно не анализировать.
Скорость загрузки
Есть много способов измерить скорость загрузки сайта. Самый популярный - Google PageSpeed Insight, хотя можно воспользоваться и сервисом GTMetrix.
Вы можете прогнать все сайты по обоим сервисам и сравнить показатели со своими. Важно, чтобы ваш сайт как минимум не сильно отставал от конкурентов, а лучше, чтобы опережал. Идеально иметь показатели в зеленой зоне или хотя бы до 10 секунд время загрузки. Не забудьте внести все данные в таблицу, включая информацию по своему сайту.
Кстати, мы недавно опубликовали подробную инструкцию, как замерять скорость загрузки сайта.
Сравнение контента
Для этого шага вам нужно будет создать отдельную таблицу (или просто лист в предыдущей) и проверить несколько страниц сайта каждого конкурента.
Возьмите их типовые страницы, например:
- Главную
- Страницу категории
- Страницу услуги или товара
- Страницу записи блога
- Другую типовую страницу, если такая есть
И проверьте их по следующим критериям:
- Наличие мета-тегов
- Наличие и оптимизацию изображений
- Наличие и содержание заголовков Н1-Н6
- Сколько символов контента есть на странице
- Показатели контента (водность, спамность, тошнота, уникальность)
- Есть ли списки и видео на страницах
- Размер описания товара (для товарных страниц)
- Наличие характеристик товара (для товарных страниц)
- Есть ли комментарии, отзывы, обзоры и рейтинги у товаров
- Проверьте как часто обновляется сайт конкурента, на какие разделы он создает больше контента и почему
- Общее количество материалов в блоге
- Средний размер статьи в блоге
- Типы контента (новости, обзоры, информационные статьи, инструкции) - что конкуренты пишут больше
Многие из этих параметров можно проверить с помощью SEO-плагинов. Например All-in-one SEO Checker или плагин Serpstat.
Все полученные данные заносите в таблицу, включая данные по своему сайту. Теперь у вас есть наглядный пример отличий конкурентов от вас. Если вы видите что у них не так и они в ТОПе, то вам есть над чем работать.
С SEO показателями разобрались, перейдем к контекстной рекламе.
Анализ контекстной рекламы
Тут весь анализ сводится к работе в сервисах Serpstat или Megaindex. У обоих есть инструменты “Анализ контекстной рекламы” или “PPC-анализ”, куда вы можете либо задать интересующие вас ключевые фразы, либо просто адреса сайтов-конкурентов.
Если смотреть по доменам - обязательно проверьте ключевые фразы, которые выдаст сервис. Вы должны знать основные запросы, по которым работают конкуренты в нише. Также обязательно проанализируйте сами объявления. Какие заголовки и описания делают конкуренты, используют ли чаты в выдаче, делают ли рекламу на акции и скидки, да и в целом изучите их УТП. Обратите внимание на маркетинговые приемы их объявлений. Вы должны будете сделать не хуже чем у них. Интересны наблюдения вы можете сразу же внести в таблицу, чтобы не забыть.
Если у вас уже настроен контекст, то посмотрите и на себя “со стороны”. Сильно ли вы отличаетесь от остальных? В и какую сторону.
После анализа объявлений нужно перейти к анализу посадочных страниц.
Первое, на что стоит обратить тут внимание - используют ли конкуренты лендинги или ведут трафик на основной сайт. Лендинг всегда конверсионнее, и если все в ваше нише им пользуются, то скорее всего нужно и вам завести свой.
Посмотрите какую услугу продвигают на посадочной странице, сколько призывов к действию, размер описания и наличие каких-то социальных доказательств. Обратите внимание на дизайн и адаптивность посадочных страниц. Какие есть способы связи с клиентами.
Все “фишки” клиентов и интересные решения сразу же заносите в таблицу. Потом вы будете внедрять их на своем сайте.
Анализ ссылок
Анализировать ссылочный профиль конкурентов очень важно. Хоть ссылочное продвижение и хоронят каждый год, оно всё ещё работает, и ссылки остаются одним из важнейших факторов ранжирования.
Знать, где и как часто конкуренты размещают ссылки очень важно, особенно, если их позиции лучше ваших. Вы как минимум можете разместиться там же, а как максимум найти места размещения еще лучше.
Проанализировать ссылки можно с помощью любого сервиса размещения ссылок. Можно воспользоваться:
- Ahrefs
- Serpstat
- Megaindex
Единственная сложность - полноценный анализ обойдется вам в сумму. Но это того стоит, ведь зная данные конкурентов обставить их будет уже не такой уж сложной задачей.
По сути, вам важно знать всего три вещи:
- Количество ссылающихся доменов на сайт
- Анкор-лист
- Географию ссылочной массы. Откуда чаще ссылаются. с вашего региона или РФ
Зная эти данные вы сможете уже построить свой полноценный ссылочный профиль без особых проблем.
Заходим в любой из этих инструментов (или любой другой), вбиваем адрес конкурента и начинаем изучать.
Посмотрите сколько анкорных ссылок в процентном соотношении использует конкурент, какие анкоры прописывает. Обязательно обратите внимание на наличие ссылок с трастовых сайтов типа Википедии. Если у них есть - вам тоже обязательно нужны будут такие ссылки. Сопоставьте их профиля со своим и поймите разницу, где именно вы проигрываете.
Вынесите все основные данные в таблицу. Теперь у вас должен быть четкий план по дальнейшей работе над сайтом, SEO, контекстной рекламой и ссылочным профилем.
Заключение
Вместо заключения и выводов (их сделайте сами) мы лучше предоставим вам полный чек-лист данных из этой статьи. Сохраните себе либо ссылку на эту инструкцию, либо просто скопируйте этот чек-лист и обязательно пользуйтесь им для анализа своих конкурентов.
Чек-лист анализа конкурентов
- Находим конкурента ручным или автоматическим способом
- Определяем возраст домена и сайта
- Проверяем ИКС
- Проверяем размер сайта и индексацию
- Анализируем трафик
- Анализируем семантическое ядро
- Анализируем юзабилити сайта
- Проверяем скорость загрузки
- Сравниваем контент конкурентов
- Анализируем контекстную рекламу
- Анализируем ссылочный профиль
Вот и все работы. Не забывайте вносить данные в таблицу и проводить эту работу хотя бы один раз в год.